Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии с ч.1 ст.48 ФЗ №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть
приостановлено:

- органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт; судом;

- уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, законодателем предусмотрено три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта. 

Первый способ

Ст.33 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Т.е., гражданин вправе обратиться непосредственно в органы местного самоуправления или должностному лицу, в том числе по вопросам связанным с принятием муниципального правового акта, при этом не имеет значения, о нормативном правовом акте идет речь или об индивидуальном правовом.

В соответствии со ст.12  Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Второй способ 

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется порядок обжалования - законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

Порядок обжалования нормативных правовых актов регламентирован: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК
РФ).

В соответствии с требованиями ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст.251 ГПК РФ).

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности установленной ст.24 ГПК РФ в городской суд, по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст.131 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления) и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение одного месяца (ст.252 ГПК РФ). По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение:

- признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления;

- установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. 

В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения судом кассационной инстанции.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства и в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

- о признании оспариваемого акта или отдельных его
 положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

- признании оспариваемого нормативного правового
 акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ГПК РФ и АПК РФ.

Муниципальные правовые акты индивидуального (ненормативного) характера могут быть обжалованы в суд, в том числе, если в результате их принятия:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, организация вправе обратиться с жалобой на принятый муниципальный правовой акт индивидуального (ненормативного) правового характера, нарушающий его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу местного самоуправления, должностному лицу.

Для обращения в суд с заявлением устанавливаются следующие сроки:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (в соответствии со ст.256 ГПК РФ);

- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Заявление подается в суд по правилам подсудности, установленной ст.24-27 ГПК РФ, гражданином по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица принявшего муниципальный правовой акт индивидуальног (ненормативного) правового характера, который оспаривается.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение:

- установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемый муниципальный правовой акт ненормативного характера незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы;

- установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность органа местного самоуправления или должностного лица за принятие муниципального правового акта ненормативного характера, приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Если обжалуемый муниципальный правовой акт
ненормативного характера суд признает законным, не нарушающим прав и свобод
гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Некоторые муниципальные правовые акты
ненормативного характера, органов и должностных лиц местного самоуправления
обжалуются в порядке не гражданского, а арбитражного судопроизводства.

В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды
рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из
административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные
дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской
и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных
правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.

Дела об оспаривании муниципальных правовых актов
ненормативного характера, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются
арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК
РФ.

Производство по данным делам возбуждается на
основании заявлений, поданных в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня,
когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, органов и должностных лиц местного самоуправления не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и
законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта
недействительным.

В случае если арбитражный суд установит, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, органов и должностных лиц местного
самоуправления соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не
нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в
удовлетворении заявленного требования.

Со дня принятия решения арбитражного суда о
признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части
указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Третий способ

Ст.48 ФЗ №131-ФЗ предусматривает возможность
отмены и приостановления муниципальных правовых актов органов местного
самоуправления как уполномоченным государственным органом РФ, так и
уполномоченным государственным органом субъекта РФ, в отношении переданных ими
государственных полномочий. При этом законодательством не предусмотрены условия
и основания подобных действий.

Согласно ч.1 ст.21 ФЗ №131-ФЗ органы
государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного
самоуправления отдельных государственных полномочий.

 

   

Свежие записи

Информация для населения о сроках подачи заявлений февраль 2020

Релиз_Госдума

Голосование за лучший талисман ВПН-2020

Релиз_перепись

Наводнение

Памятки паводок

Жилищные условия

Интернет-перепись

Приказ № 19 (сроки приема заявок Агростартап)

пост. Агростартап 319-п от 27.05.19

Объявление по Агростартапу

извещение о внесении изменений в постановление

Защита персональных данных

Интернет-перепись станет доступнее

перепись населения как зеркало эпохи

Информационное письмо

График отчетов участковых перед населением

Отключения в Оренбургском районе — Оренбург 20 января + аналог + радио

Релиз Конкурс талисмана

Постановление 907-пп от 18.12.2019 г. «Об утверждении порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм»

Приказ от 10.01.2020 №4

Приказ 5 от 15.01.16 (в ред от 08.02.19)

Постановление 736-пп от 19.09.2019 г. «Об утверждении порядка предоставления грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально- технической базы

Постановление 535-пп от 25.07.2019г. «Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров»


Внимание мошенники!!!

Запуск сайта ВПН-2020

КАК ПЕРЕПИСАТЬ ТРИ МИЛЛИАРДА ЧЕЛОВЕК

Ежемесячные выплаты в связи с рождением ребенка

Извещение

Постановление 881-пп кадастровая стоимость земли

Постановление 881-пп от 29.11.19 кадастровая стоимость земли

День Конституции

Первая перепись

Ответственные за перепись

12 декабря личный прием граждан в органах прокуратуры!

Волонтеры ВПН

Что представляет собой символ ВПН-2020

Зарубежный опыт проведения электронных переписей

12 декабря День приема граждан

Праздник — требования к помещению

правила поведения при пожаре в квартире

Пиротехника-инструкция

Пиротехника для предпринимателей

Памятка по применению гражданами бытовых пиротехнических изделий

ПАМЯТКА по Новому году

Опасные места на водоеме

Как выбраться из полыньи

ИНСТРУКЦИЯ по пиротехнике

Готовим елку к НГ

Вниманию жителей Оренбургского района!!!

Уведомление

Рекомендуемые информационные материалы

Приложение информационные материалы для газет

1 декабря срок уплаты имущественных налогов

Информационное письмо

Информационное письмо

Вниманию жителей Оренбургского района !!!

ПАМЯТКА КОНВЕРТНЫХ СХЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА (1)

ПАМЯТКА КОНВЕРТНЫХ СХЕМ ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Программа льготного лизинга оборудования для малого бизнеса

Штормовое предупреждение — усиление ветра от 22.09.2019г

Модель развития обстановки (с 19.09 по 21.09.2019 г.)

Оперативный ежедневный прогноз

реклама

Извещение о размещении проекта отчета

информация о выборах 2019 г.

Объявление от государственной инспекции труда

Объявление РОССЕТИ

Помощь Иркутской области

Объявление по отключению газа

Информация по цифровому ТВ

Инфографика_неформатная.Виды_антенн

Инфографика_неформатная.Виды_ТВ_вещания

Инфографика_неформатная.Как_выбрать_приставку

Инфографика_неформатная.Консультации

Инфографика_неформатная.Настройка_приставки

Инфографика_неформатная.Обновление_ПО

Инфографика_неформатная.Особенности_приема

Инфографика_неформатная.Установка_антенны

Инфографика_неформатная_Схема_подключения

Листовка_Как_подключиться (1)

Листовка_Как_подключиться

Постер_Как_подключиться

Постер_ЦЭТВ

Объявление по инициативному бюджетированию

Подписка на газету

Информация

Объявление

РЕЕСТР МЕСТ ТКО

Схема размещения контейнерных площадок для ТКО

Сведения о запрете проведения огневых и др.пожароопастных работ

Памятка правил поведения на природе

Памятка 2 (1)

Памятка 5

Памятка 6

  1. Добавить комментарий
  2. Добавить комментарий